Вольнолюбивая
лирика А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин — великий русский
национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского
литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме
свободы. В стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву»,
«Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Арион»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось
его понимание таких категорий, как «свобода», «вольность».
В первый период своего творчества
— период окончания лицея и проживания в Петербурге — до 1820 года — понятие
свободы у него было связано с понятием политической свободы.
В 1817 году он пишет оду «Вольность»,
которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает
традиции классицизма, но развивает их В декабристском направлении. Она
делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.
В первой части поэт обращается
к певице Свободы и просит у нее вдохновения для гсрздания стихов, чтобы
«воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Высту-'
лая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы.
Затем автор размышляет о том,
что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане
должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике
XVI — «мученике ошибок славных», указывая при этом не только
на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль,
что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика
он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию,
в конце оды он призывает царей:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Продолжая мысли оды «Вольность»,
в 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву», в котором
идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения
— дружеское послание— приобретает черты послания политического. В нем
возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна».
В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении
родины, народа «под гнетом власти роковой». В обращении «товарищ»
появляется новый оттенок — соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении
много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому
пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом
и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды
символизирует победу дела освобождения.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья
Напишут наши имена. В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались,
и в стихотворении «Деревня» он уже не предается абстрактной
идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. «Деревня»
— это выступление поэта по одному из важнейших вопросов того времени —
вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молодежи.
Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует
идиллическую картину природы, в которой отсутствует борьба и противоречия.
Это детально выписанный пейзаж. В нем легко угадываются окрестности Михайловского.
Здесь вижу двух озер лазурные
равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные
и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда... Вторая часть противопоставлена
первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:
Здесь барство дикое, без
чувства,
без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время
земледельца. <...>
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все
влекут...
Возникающие образы «барства
дикого» и «рабства тощего» — это обобщенные образы помещиков
и крепостных крестьян. Стихотворение заканчивает риторическим вопросом:
Увижу ль, о друзья! народ
неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Во время южной ссылки мысли
поэта о свободе претерпели изменения. В этот период Пушкин находился в
плену романтизма и поклонялся, как все тогдашние молодые люди, великим
личностям: Байрону и Наполеону. Понятие «свобода» приобрело
абсолютное, абстрактное значение. Поэт, увлеченный идеями революций в
Греции и Италии, пишет стихи о побеге в «мир вольных стихий».
В стихотворении «Узник» мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют
постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь,
звезды, облака. Эти «вольные стихии» противопоставлены несвободному
миру с его «темницами сырыми» и «решетками». В
элегии «К морю» поэт прощается со свободной стихией — океаном,
который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
В 1823 году поэт переживает
мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается
в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы
сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям,
не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам .дары свободы?
Их должно резать или стричь.
В произведениях этого периода
появляется и новое, приземленное понятие свободы — свободы материальной.
Так, в стихотворении «Разговор книголрбдавцэ с поэтом» он
высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы
нет».
События 14 декабря 1825 года
очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей.
После поражения восстания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое
свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных
друзьям-декабристам. Среди них послание в Сибирь «Во глубине сибирских
руд», отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин
хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свободы
победит и тогда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Он остался
верен делу декабристов, говоря о том, что их «скорбный труд»
не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении «Арион»
поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания.
В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и
певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен
друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой
рукой «кормщика умного». Поэт поет песни «беспечной
веры полн» в торжество общего дела. Затем появляется образ «грозового
вихря», в результате которого «погиб и кормщик, и пловец»,
но «таинственный певец» «выброшен на берег волною».
Он остается верен своим идеалам и помыслам:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
В конце двадцатых годов у
Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества.
Поэтическая свобода — это независимость поэта и его деятельности от мнения
толпы «непросвещенной», и добиться этого можно, лишь следуя
своему вдохновению, «велению Музы». Это особенно ярко прослеживается
в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа»
(1828), «Поэту» (1830).
Поэт! Не дорожи любовию
народной.
Восторженных похвал пройдет минутный
шум,
Услышишь суд глупца и смех толпы
холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
В зрелые годы у Пушкина происходит
новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы
личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов
революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля»,
— пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834),
а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает
эту мысль:
Иная, лучшая потребна
мне свобода...
...себе лишь самому
Служить и угождать,
По прихоте своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам.
Стихотворение «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный» (1836) является в определенном смысле
поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству.
Главную свою заслугу он видит в том,
Что чувства добрые я лирой
пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Итак, идеалы свободы постоянно
претерпевали изменения на протяжении всей жизни поэта. Это было обусловлено
как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря
ни на что, Пушкин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником
свободы во всех ее проявлениях.
|