Человеческие
типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Когда комедия «Ревизор»
вышла в свет, критики с невероятной злостью накинулись на ее автора.
Гоголя обвиняли в грязной
клевете на Россию, в том, что он создал «ряд смешных карикатур».
Критики старались доказать, что Гоголь превратил частный случай в закономерную
для России историю. Они даже писали о том, что города, о котором говорит
Гоголь, в России не было и нет. Однако вряд ли комедия вызвала бы такой
переполох, если бы не отражала с потрясающей точностью российскую действительность.
Каковы же действующие лица
комедии «Ревизор»? На первом плане, конечно, городничий. Гоголь
не называет его по фамилии (как судью или попечителя богоугодных заведений),
а только по должности — «городничий», — подчеркивая тем самым
значительность этого лица. И правда, вся власть у него в руках. Городничий
с помощью частного пристава и квартальных выполняет функции полиции. Так,
например, хозяин гостиницы, которому Хлестаков уже третью неделю не платит
денег, грозит обратиться за помощью к городничему. В ведении городничего
находятся и тюрьмы в городе. Недаром он так перепугался, когда узнал,
что Хлестаков в городе уже две недели: «...в эти две недели... арестантам
не выдавали провизии. Городничий несет ответственность за строительство
в городе: «Да, если спросят, почему не выстроена церковь при богоугодном
заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не
позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела».
Таким образом, перед нами
встает образ человека, обладающего неограниченной властью и злоупотребляющего
этой властью с нескрываемой наглостью и цинизмом. Его не смущает, что
заключенных не кормят, а больных не хотят лечить. Основная его цель —
выжать как можно больше денег из тех, что отпущены на содержание города,
и положить в свой карман. И при этом сделать так, чтобы все было шито-крыто,
причем не перед своими горожанами — своих он не стесняется, — а перед
вышестоящими начальниками и приезжим ревизором.
Жена и дочь городничего —
типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная
смена нарядов, а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов
и собиранием низкосортных стишков в альбомы.
Следующим персонажем является
судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, который берет взятки борзыми щенками.
В присутственных местах, которые находятся в его ведении, «сторожа
завели гусей с маленькими гу-сенками». Да и заседатель в суде не
лучше — «он, конечно, человек сведующий, но от него такой запах,
как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Остается
догадываться, до какой степени этот заседатель сведущ в судебных делах.
Еще один яркий типаж - почтмейстер
Шпекин. Вскрывать частные письма и посылки — его обычное занятие. Он этого
не скрывает и, мало того, имеет на это разрешение городничего: «...нельзя
ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам
в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать
и прочитать...»
Попечителя богоугодных заведений
Артемия Филипповича Землянику нисколько не волнует, что творится в этих
заведениях. Ему наплевать, что больные курят крепкий табак, ходят в грязных
колпаках и больше походят на кузнецов, чем на больничных пациентов. Он
совершенно спокойно говорит о том, что дорогие лекарства в больнице не
употребляются: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если
выздоровеет, то и так выздоровеет».
Схожесть Добчинского и Бобчинского
проявляется даже в созвучии их фамилий. У них не только одинаковые имена
— они и думают, и говорят почти одинаково. Их рассказы!: огромным количеством
ненужных подробностей каждый раз подтверждают, что они просто сплетники
и обыватели.
И наконец, центральная фигура
в пьесе — Иван Александрович Хлестаков, коллежский регистратор, или, как
говорит о нем его слуга Осип, — «елистратишка простой». Автор
характеризует его так: «...несколько преглуповат и, как говорят,
без царя в голове... Говорит и действует без всякого соображения».
В уездном городишке он появляется по очень простой причине: «Профинтил
дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул». Хлестаков
очень предприимчив и хитер — он ловко воспользовался ситуацией. Впрочем,
это, видимо, было не так уж трудно, учитывая нравы и характеры местных
чиновников.
Прошло более полутора веков
с момента выхода комедии в свет, а ее герои, нет-нет, да и встретятся
нам то там, то здесь. А значит, это не просто действующие лица пьесы,
а именно человеческие типы, которые по-прежнему существуют.
|