«Хочу воспеть
Свободу миру...» (вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина).
«Иные,
лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребнамне свобода.»
А. С.
Пушкин (из «Пиндемонте»). 1836 год
«...Минута, и стихи
свободно потекут.» Обратите внимание - «свободно»! Это
ключевой слово. Даже если взять и отделить звук от смысла, сама мелодия
пушкинского стиха будет звучать, как гимн Свободе. Прислушайтесь:
Блистательна, полувоздушна,
смычку волшебному послушна...
— это не балерина, а чистая
Муза свободной поэзии «вдруг летит, летит как пух от уст Эола».
Среди множества тех «неведомых дорожек», которые исследовал
Пушкин в своей поэтической жизни, познание Свободы во всех ее проявлениях
было магистральным направлением его творчества.
Уже в 1814 году юный Пушкин
в довольно шутливом стихотворении
«К сестре» вскользь затрагивает
тему свободы. Он представляет ,
себя узником, который продолжает жить только
потому, что мечты дают ему внутреннюю свободу:
Фантазия, тобою
Одной я награжден,
Тобою принесенный
К волшебной
Ипокрепе,
И в келье я блажен.
В дальнейшем Александр Сергеевич
все более серьезно будет подходить к этой теме: «По прихоти своей
скитаться здесь и там,— скажет поэт в тридцать семь лет,— и пред созданьями
искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья».
В конце восемнадцатого-девятнадцатого
веков из европейской литературы по всему миру разлетелось возбуждающее
поветрие романтизма. Юный Пушкин, конечно же, не мог пройти мимо этих
вдохновляющих идей. Романтические символы свободы — постоянные спутники
его поэзии. Неукротимые силы природы вызывают восторг и желание поспорить
с ними: море — «свободная стихия», ветер, который гонит «волны
на просторе», «сврбодный океан».
Это пора неукротимого максимализма,
особенно в жажде свободы для всех и во всем: в творчестве, в любви, в
политике, в природе. И чтобы как можно быстрее: здесь и сейчас! Свободы
общественной поэт ждет, как «любовник молодой минуты верного свиданья».
Но мудрое взросление приходит
быстро. Ссылки, страдания друзей, равнодушие народа меняют тональность
размышлений поэта о свободе: «Храните гордое терпенье,— пишет Александр
Сергеевич в послании к декабристам,— не пропадет ваш скорбный труд...»
Мудрые слова — «терпенье»
и «труд» — теперь стоят рядом с понятием «свобода».
И пейзажи в поэзии Пушкина
изменяются. Читателю открываются гармоничные картины вечной и безмятежной
природы:
Я твой — я променял порочный
двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубрав, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Мы понимаем, что стремление
к свободе не может отменить стабильность и вечные ценности.
На протяжении всей своей жизни
Александр Сергеевич с завидным постоянством воспевал прекрасное, самое
свободное человеческое чувство - Любовь. Ничто не может ограничить свободу
Любви. Но и в этом вопросе Пушкин проявил не лишенный юмора философский
подход в сочинении «Кн. Голицыной, посылая ей оду "Вольность"»:
Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?., слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
Полную, ничем не ограниченную
свободу Пушкин все-таки находит только в творчестве:
Иная, лучшая, потребна
мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому...
Анализируя стихотворные произведения
А. С. Пушкина, я прихожу к выводу, что он ни разу не ошибался, когда говорил
о свободе. Поэт просто в разное время стоял на разных ступенях лестницы,
Ведущей к Истинной Свободе. И все эти ступени важны для человека, ни одну
из них нельзя пропускать:
— К свободе должно стремиться!
— За свободу нужно бороться,
потому что она бывает дороже жизни!
— В редких случаях свободой
можно пожертвовать, например в любви.
Но главное, чему учит поэзия
Пушкина,— это поиску свободы внутри себя, творческому поиску Истинной
Свободы человеческой личности:
— Вот счастье! Вот права...
|