«Грех не
беда, молва не хороша.» (Нравственный
облик «фамусовской Москвы» в
комедии «Горе от ума».)
А. С. Грибоедов в комедии
«Горе от ума» очень ярко изобразил жизнь России после Отечественной
войны 1812 года. Он вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы.
С одной стороны, он предоставил
читателям возможность самим оценить быт и нравы московского высшего общества,
а с другой -вложил некоторые комментарии в уста главного главного героя
и главного обличителя -Чацкого:
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался-успел, а тотдал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Что же это за Москва, о которой
говорит Чацкий? Кто ее основные представители? Это -богатые и знатные
дворяне. Чем же они кичатся? Главное для них - богатство: «Будь
плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених»,
— говорит Фамусов в разговоре со Скалозубом. Некую Татьяну Юрьевну здесь
уважают за то, что она " «балы дает нельзя богаче». Но
классическим ' примером нравственного уродства и карьеризма является история
о Максиме Петровиче, покойном дяде Фамусова. Этот знаменитый Максим Петрович
служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни
деловых качеств, ни талантов. Он лишь «отважно жертвовал затылком»
и прославлялся тем, что у него часто «гнулась» шея в поклонах.
И в результате - «...не то на серебре - на золоте едал». И
многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же
образом.
Московское высшее общество,
изображенное в комедии Грибоедова, живет однообразно и неинтересно. Ярким
примером тому является жизненный уклад дома Фамусова. Здесь каждый день
собираются гости: ужин, игра в карты, разговоры о деньгах, нарядах, бесконечные
сплетни. Здесь все знают о других, завидуют успехам, злорадно отмечают
промахи.
Чацкий еще не появился, а
все уже злословят о его неудачах по службе. Мы видим темных, необразованных
людей, не читающих ни книг, ни газет. Просвещение для них - это «чума».
Через всю комедию красной
нитью проходит тема сватовства, свадьбы. Эта тема возникает в связи со
многими персонажами - Чацким, Софьей, супругами Горичами, недавно вступившими
в брак, княжной Ласовой, которая «для поддержки ищет мужа»,
и другими:
Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.
Скалозуб - выгодный жених,
причем генеральский чин делал бы его выгодным женихом даже без состояния.
Московские дворяне спесивы
и надменны. К людям бедным они относятся с презрением. Но особая надменность
слышится в репликах, обращенных к крепостным: «петрушки»,
«фомки», «чурбаны», «ленивые тетери».
Их назначение известно: «В работу вас! На поселенье вас!»
Московские дворяне кичатся
своим патриотизмом, своей любовью к Родине. Фамусов даже считает, что
на всех московских лежит «особый отпечаток». Отчего же тогда
они так неестественны, говорят на полурусском языке и носят наряды с «тафтицей,
бархатом и дымкой», отчего так унижают своих крепостных? Девицы
читают французские книги, поют французские романсы, коверкают русские
имена на французский лад.
Представители «фамусовской
Москвы» как огня боятся всего нового, передового: «Не то,
чтоб новизны вводили, — никогда, спаси нас, Боже! Нет!» Свежие идеи
Чацкого были 3 тут же названы «завиральными», а сам он объявлен
безумцем. Членов «фамусовского общества» объединяет страх
перед передовыми людьми. Поэтому появление Чацкого оказалось для них катастрофой.
Чацкий, вобравший в себя «дух
отрицанья и сомненья», пытается перенести западные идеи и принципы
в условия отечественной действительности. Его не было в Москве около трех
лет - за это время он стал чужим местному обществу и чуждым городу человеком.
«Нет, недоволен я Москвой!»- восклицает он. Чацкий бичует
пороки «офранцуженной» Москвы, страстно ненавидит всех «французиков
из Бордо» и проклинает москвичей, которые этих «французиков»
принимают.
На протяжении всей пьесы Чацкий
клеймит позором Фамусовых, молчалиных, скалозубов и им подобных. Под конец
он произносит свой знаменитый монолог, после чего требует карету и уезжает
навсегда. Но разве это что-нибудь изменило? Нет, главная забота Фамусова
- «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна.»
Все осталось на своих местах.
Чацкий своими бурными и язвительными речами не заронил даже крупицы сомнений
у тех, с кем так ожесточенно спорил. Герой пьесы Грибоедова одинок духовно,
но наверняка в России найдутся люди, придерживающиеся передовых взглядов.
А значит, «фамусовское общество» не напрасно так боится всего
нового, в нем не случайно зреет предчувствие беды.
|