«Век нынешний»
и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от
ума».
Комедия А. С. Грибоедова «Горе
от ума» с поразительной точностью отразила основной конфликт эпохи
— столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями.
Впервые в истории русской литературы был высмеян не один порок общества,
а все сразу: крепостничество, нарождающийся бюрократизм, карьеризм, подхалимство,
солдафонство, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным,
угодничество, то, что в обществе ценятся не личные качества человека,
а «душ тысячки две родовых», чин, деньги.
Главный представитель «века
нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек,
хорошо образованный, понявший, что хотя «дым Отечества» «сладок
и приятен», но многое в жизни России надо менять, и, в первую очередь,
сознание людей.
Герою противостоит так называемое
«фамусовское общество», которым владеет страх перед прогрессивными
идеями и вольнодумными мыслями. Его главный представитель — Фамусов —
чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового,
прогрессивного, проявления любого свободомыслия:
Строжайше б запретил я
этим господам
На выстрел подъезжать к столице,
— говорит он, имея в виду Чацкого
и таких, как он.
. Фамусов, выражая идеи общества,
представителем которого он является, считает ненужной всякую образованность
и говорит, что «в чтеньи прок-от невелик», а его «соратник»,
в «ученый комитет который поселился», с криком требовал присяг,
чтоб «грамоте никто не знал и не учился», да и учителей для
своих детей дворяне, которые должны были нести в себе культуру российского
общества, нанимали «числом поболее, ценою подешевле».
Иностранцы и все иностранное
— вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества.
Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба»)
заявляет, что «дверь отперта для званых и незваных, особенно из
иностранных», и естественно, что люди «века минувшего»,
по выражению Чацкого, разговаривают на языке, являющем собой смешенье
языков «французского с нижегородским».
Но не только иностранцы желанные
гости в доме Фамусова. Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает
как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»
предъявляются определенные требования, и не к душевным качествам, не к
чертам характера, а к материальному благосостоянию:
Будь плохонький, да если
наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
У возлюбленного Софьи Молчалина,
безденежного, безродного и бессловесного секретарь Фамусова, которому
«ведь надобно ж зависеть от других», нет шанса: «кто
беден», тот Софье «не пара», а вот полковник Скалозуб—
«и золотой мешок, и метит в генералы».
А Чацкий rio-другому относится
к «звездам и чинам». Он «служить бы рад», но прислуживаться
ему тошно, он считает, что надо служить «делу, а не лицам».
Но в обществе «века
минувшего» считается почетным угодничество и низкопоклонство. Например,
Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который «не
то на серебре; на золоте едал» и имел «сто человек к услугам»,
но
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб.
А Чацкий не готов мириться
с таким подхалимством и противопоставляет «век нынешний» и
«век минувший»:
Как тот и славился, чья
чаще гнулась шея,
Как не в войне, а в мире брали лбом.
Стучали об пол не жалея!..
Но между тем, кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком.
Но «расшитый и красивый»
мундир укрывал «слабодушие и рассудка нищету» военных. Ярким
примером этому служит полковник Скалозуб, красноречиво рассуждающий лишь
о «фрунте и рядах», судящий обо всем «как истинный философ»,
а о женщине небрежно отзывается: «Мы с нею вместе не служили».
В женском обществе царят те же законы, что и в мужском. Темами обсуждения
в нем являются наряды, последний «бал и маскарад» и свежие
сплетни, «словечка в простоте не скажут, все с ужимкой». Начитавшись
сентиментальных французских романов, они в своем воображении создают идеал
«мужа-мальчика, мужа-слуги».
И в этом, как ни странно,
«соратником» Чацкого становится сам Фамусов, восклицающий:
Когда ж избавит нас творец
От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
Он называет французов «губителями
карманов и сердец».
Истоки пороков общества, окружающего
Чацкого, лежат в самом обществе. Так, представители «века минувшего»
трепещут перед тем, «что станет говорить княгиня Марья Апек-севна»
и что «сильные мира сего» не «порадеют родному человечку».
«Ведь нынче любят бессловесных», — в отчаянии восклицает Чацкий,
имея в виду Молчалина, который не «смеет своего сужденья произнесть».
Зависимость всего и всех от
мнения более чем не всегда достойных людей — вот следствие процветания
фамусовского общества, где предметом разговоров и хвастовства являются
крепостные, которых можно выменять на «борзые три собаки»,
где низкого и подлого человека «ругают везде, а всюду принимают»,
где нет места благородству, самоотверженности и любви.
Но, к счастью, Чацкий не одинок.
Его свежая сила только еще «нарождалась». Кроме Чацкого в
комедии ее не представляет никто из сценических персонажей, но в репликах
действующих лиц присутствует упоминание о князе Федоре, двоюродном брате
Скалозуба, «химике и ботанике», о профессорах Пединститута,
«упражняющихся в расколах и безверьи».
Вопреки симпатиям автора,
победа оказывается на стороне фамусовского общества, хотя моральную победу
одерживает Чацкий. В этом проявился реализм комедии.
|