Московское дворянство
в изображении А. С. Пушкина и А. С.Грибоедова.
Сравнивая дворянское общество
Москвы у Пушкина и Грибоедова, мне хотелось бы начать с творчества второго
и не только потому, что Грибоедов писал несколько раньше, чем Пушкин,
а потому, что Грибоедов свою комедию «Горе от ума» полностью
посвятил дворянству Москвы. Пушкин же уделяет большее внимание дворянству
Петербурга, описывая нравы московского провинциального дворянства лишь
для сравнения со столичным обществом. Однако в изображении московского
дворянства этими двумя поэтами много общего, и можно сказать, что Пушкин
унаследовал некоторые грибоедовские традиции в изображении дворянских
кругов Москвы. Следует отметить, что во времена Грибоедова и Пушкина Москва
не являлась столицей и но была таким блистательным городом, каким был
Петербург, — она казалась провинциальным городом. Жизнь в Москве не была
бурной и стремительной, а сам город нес на себе печать старины, которая
проявлялась в особой степенности, размеренности и неторопливости. Особенно
это было заметно зимой, когда город, занесенный снегом, как бы впадал
в зимнюю спячку. Безусловно, такой уклад жизни и сама атмосфера города
не могли не повлиять и на общество, в том числе и дворянство. Следует
также отметить, что московские дворяне не принадлежали к высшему свету,
находящемуся в Петербурге. Это были, как правило, люди, которые никогда
не служили при дворе, или же те, которые ушли в отставку и уехали в Москву
доживать свои дни. Белинский даже назвал Москву «столицей отставников».
Нравы здесь отличались особой консервативностью. Пожилые люди тяжело уживаются
с теми новшествами, которые несет с собой молодое поколение, и в Москве
все новое получает яростный отпор со стороны старых дворян, многие из
которых одной ногой стоят в могиле, как, например, князь Тугоуховский.
Но в Москве живут не только
дряхлые старухи и старики. Здесь живут разные болтуны и мошенники типа
Загорецкого, которые, ублажая богатых дураков, попадают к ним в большую
милость. Московская молодежь, не отличающаяся большим умом, увлечена французскими
романами. Все занятия молодых людей заключаются в том, что они разъезжают
по балам, хвастаясь друг перед другом последними достижениями моды, и
собирают сплетни. Именно о таком образе жизни мы читаем в комедии «Горе
от ума» Грибоедова (в последнем монологе Чацкого):
В любви предателей, в
вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором...
Чацкий пытается расшевелить
то дворянское болото, в которое он попадает, приехав в Москву, «из
дальних странствий возвратясь». Но, как писал Гончаров в статье
«Мильон терзаний», «один в поле не воин, даже если он
Чацкий». Московское дворянство глухо к передовым идеям своего времени,
ведь на страже старых порядков стоят такие «защитники», как
Фамусов и Скалозуб. И что же является их идеалами?
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойный дядя...
Да, идеал Фамусова — дядя:
«Упал он больно, встал здорово». Здесь мы видим полное отрицание
новых, свободолюбивых мыслей и идей. О чем тут еще можно говорить? Традиции
— вот основа московского дворянства!
Никакой инициативы, действия
только по приказу — это жизненное кредо полковника Скалозуба. А повышение
по службе можно получить и без особых боевых заслуг: «Да, чтоб чины
добыть, есть многие каналы...»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе
от ума» — это сатира, порой очень жесткая, на беспробудно спящее
московское дворянство, состоящее из Фамусовых, скалозубов, загорецких,
тугоуховских, готовых пресмыкаться, льстить, лукавить, чтобы получить
хоть самую малую милость от лица вышестоящего.
В отличие от сатиры Грибоедова
в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит всего
лишь легкая ирония, юмор в отношении московского дворянства, которое так
непохоже на блистательный высший свет Петербурга. И все же описания московского
дворянского общества у Пушкина сродни описанию московских дворян Грибоедова.
Все та же легкомысленная" и ветреная молодежь, увлеченная французскими
романами, девушки, взбивающие «кудри по моде» и рассказывающие
друг другу «сердечные тайны, тайны дев». Так, в Москве главную
героиню романа «Евгений Онегин» Татьйну (ее мать отправляет
в Москву, чтобы выдать замуж) возят по бесчисленным «тетушкам»,
которые ничуть не изменились и являются живыми памятниками старого времени:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец...
Московское общество скучно,
глупо и равнодушно ко всему, что происходит вокруг. Сплетни являются обычным
предметом разговора. Главная задача для родителей — это как бы поудачней
да повыгодней женить или выдать замуж свое чадо. Для этого отлично служат
балы, где «невест обширный полукруг все чувства поражает вдруг».
И все-таки Пушкин с большой
любовью относится к Москве и к ее патриархальным дворянским семьям. Московские
дворяне не похожи на дворян поместных, где «барыня сама езжала по
работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы». Не похоже
дворянское общество Москвы и на благородное собрание Петербурга, где царит
«и холод гордости спокойной, и эта смесь чинов и лет». Пушкин
отдает дань уважения «белокаменной Москве» с ее «крестами
золотыми»:
Как часто в горестной
разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
В заключение следует сказать,
что и Пушкину, и Грибоедову удалось очень точно изобразить дворянское
общество своего времени, в частности, московское дворянство.
|