Критика индивидуалистического
бунта в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»
Один из пяти великих романов
Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» — роман о
необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является
убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое
состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит
в его душе. Центральный герой романа — Родион Раскольников. Остальные
же персонажи «Преступления и наказания» являются своеобразными
проекциями его души: они отражают ту драму, которая разворачивается в
сознании Раскольникова, отражают глубину его личности.
Даже во внешности Раскольникова
мы видим его неоднозначность, «раскол». Он был бедным студентом,
жившим в Петербурге, в ужасной маленькой комнате с желтыми обоями, похожей
на гроб. Отца у него не было, мать и сестра жили в провинции. Родион Романович
зарабатывал гроши, переводя различные статьи. Давящая обстановка грязного,
душного Петербурга, убожество жилья, постоянное отсутствие денег — все
это давило на бедного студента, вызывало ненависть ко всему окружающему.
Все эти обстоятельства подготовили почву для рождения чудовищной идеи
в голове Раскольникова. Он решил совершить пробу, дабы убедиться в своей
принадлежности к сильным личностям, которые «право имеют»
переступить через других людей. Он решается не на убийство, а на акт самопознания.
Но на самом деле свершилась страшная трагедия самообмана.
Он совершает два преступления.
Первое преступление — перед Богом, второе — перед людьми. Характер Раскольникова
очень противоречив. Мы видим в нем презрение, озлобленность к людям, но,
с другой стороны, — чуткость и сострадание. Совершив преступление, он
должен идти вперед, к власти. Что же он? Он отдает свои деньги на похороны
Мармеладова, помогает его семье. Правильно было сказано, что действительность
и натура могут «подсечь любой расчет». Что же происходит с
Родионом? Ум героя полностью подчинен его идее, а душа восстает, в душе
пробуждаются новые чувства — назревает душевный бунт.
После убийства в Родионе начинают
просыпаться чувства не сверхчеловека, а человека страдающего. Избранник
превратился в изгоя. Раскольников не может общаться, как прежде, со своими
родными, приехавшими в Петербург (сестрой Дунечкой и матерью Пульхерией
Александровной). Он избегает их, даже чувствует ненависть к ним. Он будто
бы «ножницами отрезал себя» от всех людей. Созданная им теория
становится тяжелым наваждением — Раскольников не может понять, в чем причина
неудавшейся пробы (он не человека убил, «а принцип убил»).
Ф. М. Достоевский вводит в
роман ряд героев, помогающих понять суть преступления Раскольникова. И
оказывается, что низкие и циничные люди, такие как Свид-ригайлов и Лужин,
являются «двойниками» Раскольникова. Автор показывает, что
Раскольников очень похож на них своими методами достижения цели. Родион,
переступив через законы морали, кровь, совершил преступление перед Богом
и людьми, опускается на одну ступень с низкими циниками — Лужиным и Свидригайловым.
Свою теорию Раскольников создал
в полном одиночестве, ему никто не был нужен в тот момент. Понять же истину
случившегося самостоятельно было невозможно; он начинает искать живую
душу, которая сможет его спасти от безумия. В появлении Сони заключается
одна из важнейших идей Достоевского: преступление Раскольников совершает
один, но один вернуться к людям он не может. Раскольников совершил страшное
преступление — нарушил заповедь «не убий». Воскрешение души
его возможно лишь при искреннем покаянии. Автор подводит своего героя
к пониманию того, что единственным путем к духовному воскрешению может
быть смирение и признание заповедей Христа. Надежду ему подает Соня. Она
для него — символ жизни и веры в Бога и людей. Противопоставляя бунтарство
Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в
своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а
за кроткой страдающей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не
в состоянии вынести мучений совести: преступление его приводит к наказанию,
которое к нему приходит с осознанием греха. В христианском смирении Сони
он видит путь к спасению и искуплению своей вины.
Таким образом, психологически
достоверно показывая душевные страдания Раскольникова после совершенного
убийства, введя психологических «двойников» своего героя,
Достоевский убедительно раскрыл антигуманную сущность теории, подчиняющей
себе «живую» жизнь.
|