Социально-историческое
и общечеловеческое в произведениях Н. В. Гоголя.
Произведения Гоголя охватывают
период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего
аппарата в -благоприятных для этого условиях русской действительности.
Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного,
живущего под гнетом крепостного права.
Гоголь— великий писатель своего
времени. Он первый в русской литературе попытался сатирически изобразить
чиновников, подхалимов и хитрецов, приспособившихся добывать деньги за
счет глупости других.
Гоголь написал много произведений,
в которых тема разоблачения взяточников, подхалимов, низкопоклонников
стала центральной. Это поэма «Мертвые души», в которой писатель
высмеял общество помещиков-крепостников, чиновников-бюрократов; комедия
«Ревизор», повести «Нос» и «Шинель»,
показывающие глупость людей, управляющих государством.
Социально-исторические черты
присущи всем героям Гоголя. Существовавшая социальная действительность
наложила глубокий отпечаток на характеры и взгляды людей того времени.
Это можно показать на примере любого произведения Гоголя. Возьмем, например,
«Мертвые души». В этом произведении выведена целая галерея
моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно
изображает помещиков, чиновников и главного героя поэмы — дельца Чичикова.
Остановимся подробнее на типах помещиков. Все они являются эксплуататорами,
высасывающими кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведенных
в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущи не
только социально-исторические, но и общечеловеческие черты и пороки. Например,
Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делающий, не желающий
трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания пепла из трубок на
подоконник или в беспочвенных прожектах о мосте через пруд да о купеческих
лавках, в которых будет продаваться всякая снедь для крестьян. Образ Манилова
является находкой Гоголя. В русской литературе он найдет продолжение в
творчестве Гончарова. Кстати, как образ Манилова, так и образ Обломова
стал нарицательным.
В другой главе появляется
«дубинноголовая» Коробочка, но этот образ не так уж и однобок,
как принято писать о нем в критике. Настасья Петровна — женщина добрая,
гостеприимная (ведь Чичиков попадает к ней ночью, сбившись с дороги),
хлебосольная. Она не так тупа, как принято о ней думать. Вся ее «тупость»
проистекает оттого, что она боится продешевить; продать «мертвые
души» себе в убыток. Она, скорее', морочит Чичикова. Но тот факт,
что она практически и не удивляется предложению Чичикова, говорит о ее
беспринципности, а не о тупости.
Говоря о помещиках, нельзя
не вспомнить еще одну черту, порожденную строем, — это жажда накопительства,
наживы и глубокая расчетливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич.
Это человек, бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял,
зачем Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших
крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через «ер».
Но жажда накопительства приводит к Своей абсолютной противоположности
— к нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин превратился
в животное, утратил даже свой пол (Чичиков даже принимает его за женщину),
стал «прорехой на человечестве».
Бюрократизм и самодержавие
способствуют появлению в России дельцов, подобных Чичикову, ГОТОЁЫХ идти
к своей цели по головам других, более слабых людей, идти к цели, расталкивая
других локтями. Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала
он «надул» своего учителя, потом повытчика, затем своего товарища-таможенника.
Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в человеке все человеческое,
растлевает его, омертвляет его душу.
В комедии «Ревизор»
перед нами та же глупость, трусость, непорядочность героев. Главный герой
Хлестаков — олицетворение душевной пустоты, фанфаронства, глупости. Он
похож на пустой сосуд, который можно наполнить чем угодно. Именно поэтому
чиновники уездного города Н. принимают его за важную персону. Они хотят
видеть в нем ревизора, и он ведет себя так, как по их понятиям должен
вести себя ревизор-взяточник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную
пустоту, хвастовство, стремление выдать желаемое за действительное.
В произведениях Гоголя, как
мы видим, показаны не только социально-исторические типы людей, но и общечеловеческие
пороки: пустота, глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя
бессмертны, потому что бессмертны человеческие пороки.
|