Повести «Бэла»
и «Тамань» в раскрытии образа Печорина.
Творчество Михаила Юрьевича
Лермонтова формировалось в период жестокой реакции, наступившей после
провала выступления декабристов. Лермонтов — это представитель светской
молодежи 30-х годов XIX века. Это поколение жило в бездействии, смирившись
с действительностью, но сам поэт, в отличие от своих современников, не
мог принять ее.
На протяжении всего своего
творчества Лермонтов пытается найти героя, способного на действие, на
значительный поступок, но не видит такого человека рядим с собой: люди
не интересовались ничем, кроме своих собственных дел (карьера, богатство).
Именно безразличие ко всему, царящее среди молодежи 30-х годов XIX века,
и заставляет писателя искать причину этого явления в психологии людей.
Логическим завершением творчества
Михаила Юрьевича Лермонтова стал роман «Герой нашего времени»,
написанный в 1837-1840 годах. Это произведение является первым социально-психологическим
романом в русской литературе. При его написании основной целью автора
было исследовать душу современного ему человека и влияние общества на
формирование этой души.
Главным героем романа является
Печорин. Именно вокруг его личности и строится вся композиция произведения.
Она достаточно сложна: роман состоит из пяти отдельных, самостоятельных
повестей, связующим звеном которых является герой, остальные же герои,
события и даже повествователи не имеют ничего общего. Этот прием был использован
Лермонтовым, чтобы с разных сторон и под разными углами раскрыть характер
Печорина. Образ раскрывается постепенно, от внешнего к внутреннему, от
поступков к ощущениям.
Постепенное раскрытие характера
героя достигается Лермонтовым благодаря применению им своего любимого
композиционного приема: в романе в повествование неизвестного автора встроен
рассказ Максима Максимыча, а временами и на равных появляется еще и рассказ
Печорина, то есть характер показан сначала глазами посторонних людей,
а потом глазами самого героя.
Наиболее важными в этом отношении
являются повести «Бэла» и «Тамань», так как первая,
с которой и начинается весь роман, дает нам лишь общее представление о
герое, поскольку повествование идет от лица Максима Максимыча — человека
необразованного и неспособного к глубокому анализу, а во второй (повесть
«Тамань» — это третья повесть в романе) события излагаются
уже самим героем, то есть перед читателем предстает внутренний мир героя.
В повести «Бэла»
Печорин показан как типичный представитель светского общества. Это особенно
ярко выражается благодаря противопоставлению героя горцам — «детям
природы». Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего
очень не хватает Печорину. В повести образ героя выглядит малопривлекательно,
так как Максим Максимыч просто
излагает факты, не давая им никакой оценки, поэтому герой предстает безжалостным
и черствым человеком. И это неудивительно, ведь Печорин похищает Бэлу,
не задумываясь о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного
дома. Такой поступок может быть оправдан лишь очень сильной любовью, а
Печорин не испытывает ее. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки
немногим лучше любви знатной барыни... мне с нею скучно». Герою
безразличны чувства других, его отношение к любви, показанное в повести,
служит доказательством этому. Если судить о Печорине по первой повести,
— это чудовище, но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с
другой стороны, его собственными глазами, и в новелле «Тамань»
повествование переходит уже к самому Печорину.
Именно в ней появляется полный
и четкий психологический портрет героя. Однако повесть «Тамань»
— это самое романтическое место во всем произведении. События, описанные
Печориным, очень интересны, хотя он играет в них второстепенную роль;
все же герой раскрывается как человек, в котором осталось довольно много
романтического. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет
Янко, ундина, слепой мальчик... Они живут в единстве со стихией, с морем,
но вне всякого закона. Это, безусловно, привлекает Печорина, и его поступки
тоже становятся несколько безрассудными, например, поехать кататься на
лодке, не умея плавать. Но этот мир не для него. Печорин чужой там. В
«Тамани» существует также и другой мир— мир обыденной провинциальной
жизни. К нему принадлежат урядник, десятник и так далее. Они являются
воплощением старого несвободного мира, который вызывает у Печорина лишь
отвращение своей убогостью. В результате герой оказывается чужим и в мире
романтизма, и в мире реализма. Печорин нигде не может найти себе пристанища.
Повесть «Тамань»
не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает
раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне
и без жеманства, давая строгую оценку себе и своим поступкам.
В повестях «Тамань»
и «Бэла» читатель еще не видит полного раскрытия образа, но
в них герой как бы представляется публике сначала с внешней, а потом и
с внутренней сторон. Обе повести также обладают некоторыми романтическими
элементами, которые показывают и подчеркивают несовместимость героя с
романтизмом.
В своем романе «Герой
нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов внимательно исследует историю
«души человеческой». Пытаясь найти причины духовного упадка
молодежи 30-х годов XIX века, он рисует портрет «героя этого времени».
Раскрывая его характер с разных сторон, используя для этого такой художественный
прием, как составление одното большого произведения из отдельных повестей,
каждая из которых призвана выполнить свою определенную роль в раскрытии
образа главного героя.
|