Особенности композиции
романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Евгений Онегин»
лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются
и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при
этом оба начала остаются равноправными.
Действие романа начинается
весной 1820 года в Петербурге. Мы знакомимся с автором и Евгением Онегиным
— главным героем романа, с помощью которого показана жизнь светского Петербурга.
Таким образом, 1 глава — это развернутая экспозиция. Роман начинается
внутренним монологом героя, из которого мы можем составить себе представление
о «молодом повесе», «наследнике всех своих родных»,
типичном молодом человеке того времени, представителе дворянской интеллигенции.
Онегин, узнав, что дядя при смерти, покидает Петербург и едет к нему в
деревню, но дядю «нашел уж на столе». Во второй главе герой
— сельский житель. В ту же пору в свою деревню «помещик новый прискакал»
— Владимир Ленский. Молодые люди подружились. Так во второй главе происходит
завязка второй сюжетной линии, линии дружбы, развивающейся по принципу
несовпадения характеров, мироощущений:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Онегин и Ленский много времени
проводят вместе, но вечерами Владимир уезжает к Лариным, куда и приглашает
друга, где Онегин знакомится с Татьяной. Она сразу понимает: он тот, кто
ей снился. Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, где признается
в своем чувстве. Происходит завязка первой сюжетной линии — любовной.
Письмо Татьяны тронуло Онегина,
но при встрече он говорит, что «не создан для блаженства»
семейного счастья, не хочет делать ее несчастной, а также советует: «Учитесь
властвовать собой; не всякий вас, как я, поймет». Так начинается
IV глава, в которой происходит развитие действия, где автор описывает
взаимоотношения Ленского и Ольги, а также творчество молодого поэта.
Влюбленные стараются как можно
больше времени проводить вместе: сидят в саду, «гуляют утренней
порой». Владимир читает Ольге нравоучительный роман, пишет стихи
в альбом, «его перо любовью дышит».
Проходит время и наступает
пора крещенских вечеров, когда «служанки со всего двора про барышень
своих гадали». Татьяна же «верила преданьям простонародной
старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Той
ночью Татьяна собиралась ворожить, но ей стало страшно, и она ложится
спать, «и снится чудный сон Татьяне»: она идет по снеговой
поляне, доходит до ручья, ей страшно перейти, вдруг из сугроба появляется
медведь, который помогает Татьяне перейти через ручей и следует за ней,
затем уносит ее в «шалаш убогой». Очнувшись, Ларина видит
в щель «чудовищ разных за столом». Во главе сидит Онегин,
кладет Татьяну на шаткую скамью, вдруг входят Ольга с Ленским. Друзья
спорят, «хватает длинный нож» Евгений, «вмиг повержен
Ленский». Татьяна просыпается. Так она во сне увидела не только
пародию на гостей, которые будут присутствовать у нее на именинах, но
и увидела предсказание скорой гибели Ленского от руки Онегина. Татьяну
продолжает тревожить странное сновидение, но дом полон гостей, съехавшихся
на ее именины. Прибыл и Онегин, поддавшись уговорам Ленского, но «девы
томной заметя трепетный порыв», решил он другу отомстить —весь вечер
ухаживал за Ольгой. Ленский ускакал домой и отправил Зарецкого к Онегину
с вызовом на дуэль. Евгений принимает вызов. Дуэль — кульминация второй
сюжетной линии. Онегин убивает Ленского. Его смерть — развязка линии дружбы.
Тяжело переживая смерть друга, Онегин отправляется в путешествие, описанное
в IX главе, не включенной в роман по настоянию цензоров.
Проходит некоторое время,
и Ольга выходит замуж за проезжего улана и уезжает из родной деревни.
Татьяна же, оставшись одна, бродит по окрестностям и, в конце концов,
попадает в дом Онегина. Она осматривает его жилище, читает книги с его
пометами и постепенно понимает сущность своего возлюбленного. Он открывается
ей в истинном свете. Ведь он играл роль разочарованного героя. В это время
в доме Лариных собрались соседи и решают, что делать с Татьяной. Все дружно
приходят к выводу, что надо ей в Москву. Узнав о своем скором отъезде,
героиня прощается с родными местами. До XXX строфы VII главы Пушкин описывает
деревню и ее пейзажи. Итак, Ларины едут в Москву. Татьяне все непривычно,
ее душа рвется в деревню, но ее выдают замуж, и она покоряется своей судьбе.
Конец VII главы посвящен Москве и описанию жизни московского общества.
VIII глава романа начинается
с петербургского бала, на котором происходит встреча Татьяны с Онегиным.
Поняв, что влюблен, он пишет ей письма — это кульминация первой сюжетной
линии. Не получив ответа на три письма, Евгений едет к ней и видит на
ее лице лишь гнев. Он отказывается от светской жизни и , запирается в
своем доме. Лишь весной он снова посещает Татьяну. Происходит объяснение,
она признается, что все еще любит его, но «я другому отдана и буду
век ему верна». Это развязка любовной линии романа.
Но финал романа остается открытым.
Автор дает читателю возможность самому додумать конец.
Мы видим, что в основе композиции
— путешествие. В первой главе описывается жизнь главного героя в Петербурге
в 1820 году, во VII-IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются
быт и нравы помещиков. В этих же главах автор знакомит нас с Татьяной,
Ольгой и Ленским. После дуэли, произошедшей в VI главе, Онегин покидает
свою деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж и тоже уезжает
из родных мест, а Татьяну везут на «ярмарку невест» в Москву.
Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний Новгород, Одессу и возвращается
в Петербург в 1825 году, где и происходит его новая встреча с Татьяной.
Таким образом, композиция
романа замкнута: действие началось в весеннем Петербурге и закончилось
там же пятью годами позже.
Композиция романа обладает
еще одной особенностью — симметрией, центром которой явился сон Татьяны
в V главе. Помимо симметрии и замкнутости, в композиции романа присутствует
еще один прием — прием «зеркала». Пушкин использовал его при
описании встреч Татьяны и Онегина. При первом знакомстве с Онегиным Татьяна
поняла, что любит его, под влиянием этого чувства пишет ему письмо, а
он же отвечает ей лекцией о том, что он не создан для семейной жизни.
После чего их жизненные пути расходятся. Вновь они встречаются в Петербурге,
где уже Онегин влюбляется в Татьяну и пишет ей пламенное письмо. Татьяна
говорит ему: «Сегодня очередь моя», имея в виду отповедь.
Так герои меняются местами.
Также можно отметить и противопоставление
героев: Онегин — ТатьяТна, Ленский — Ольга, Татьяна — Ольга, Онегин —
Ленский, а также сопоставление: Татьяна — Ленский.
Лирическая сторона романа
связана с образом автора, который вырисовывается в многочисленных лирических
отступлениях, столь широко представленных в романе. Большое количество
лирических отступлений содержит описание природы, которая показывает движение
времени в романе. По отношению к природе герои противопоставляются, например
Татьяна и Онегин. Таким образом, пейзажные зарисовки служат средством
раскрытия характера героев, помогают понять их душевное состояние.
Таким образом, композиция
романа «Евгений Онегин» необычна, подобного второго романа
в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только
в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка,
ведь автор явился основоположником русского литературного языка.
|