|
Социальные движения в XVII в. Церковный раскол. |
|
|
XVII в. называют «бунташным» из-за серии восстаний,
вызванных закрепощением, малым престижем новой династии, ростом повинностей.
|
В 1648 г. в Москве вспыхнул «соляной бунт» из-за
налогов на соль. Погибли несколько вельмож, участники бунта остались практически
безнаказанными. Был созван Земский собор, более равномерно распределивший
налоги в городах. Восстания в 1648 г. были во Владимире, Курске и др. |
В 1650 г. восстали Новгород и Псков. В Новгороде восстание
подавили силой, во Пскове пошли на соглашение с восставшими. |
В 1662 г. из-за махинаций властей с медными и серебряными
деньгами в Москве вспыхнул «медный бунт». Его подавили, но махинации
с монетой вскоре прекратились. |
В 1670 г. началась крестьянская война под руководством Степана
Разина. Она охватила Поволжье. Восставшие взяли Царицын, Астрахань, Самару,
Саратов, громили поместья, убивали помещиков и «начальных людей»,
захватывали землю, жгли документы о повинностях. Под Симбирском Разин был
разбит, вскоре выдан властям и казнён в 1671 г. в Москве. |
В 1652 г. патриарх Никон начал реформу обрядов церкви, приводя
их в соответствие с греческими канонами. Сторонники старых обрядов (раскольники,
или старообрядцы, виднейший из них — протопоп Аввакум) не признали реформу,
уходили от репрессий в дальние районы. Борьба против преобразований Никона
приобретала местами социальную окраску. В 1668 г. началось восстание в Соловецком
монастыре, не принявшем порядки Никона. При поддержке местных жителей повстанцы
держались до 1676 г. Сам Никон, ставивший себя выше царя, поссорился с ним
и в 1658 г. покинул Москву, а в 1666 г. Церковный собор лишил его сана патриарха.
|
Притеснения старообрядцев прекратились лишь в XVIII в. |
|
|
|