|
Русская культура в XIV--XVI вв. |
|
|
В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное
каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви
Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись.
В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой иконы
«Троица». |
В XV в. с участием итальянских мастеров (Фиорованти, Антон
Фрязин и др.) возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль
в Москве. Создаются литературные шедевры — «Задон-щина» Софония
Рязанского, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за
три моря» Афанасия Никитина. |
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие»)
отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван
III, мечтавший о захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели»
во главе с Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом
и за невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким
настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей
выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей
православных традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить
влияние бояр, усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей
Курбский, бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати,
а Иван Грозный в переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия
на любой произвол. |
В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами
которого стали Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь
Вознесения в Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город
и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. |
В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная
печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла
стала «Царь-пушка» Андрея Чохова. |
|
|
|