Шпаргалки (шпора) по Географии.

Шпаргалки (шпора) по Географии.

Печать шпаргалки
Восточная экономическая зона России.
 

Восточная экономическая зона, или Восточный макрорегион состоит из трех самых больших по территории экономических районов России: Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного. Часто Восточный макрорегион отождествляют с понятием Азиатская Россия.

Площадь— 12 765,9 тыс. км2, население— 31,0 млн чел. По площади эта часть нашей страны (75 % всей территории России) больше любого государства мира. Население (22 % всего населения России) сопоставимо со многими государствами мира, но имеет отрицательной динамику численности. Огромная территория этой экономической зоны является главным резервом страны по полезным ископаемым.

Сейчас разнообразные ресурсы Западной Сибири активно используются в западных районах страны, а нефть и газ также отправляются на экспорт в Европу. Близкое расположение к основным центрам потребления привело к большему развитию производства именно в Западной Сибири. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в силу их удаленности от центра осваиваются только те ресурсы, которые по своей специфике (наиболее ценные, остродефицитные) оказываются нужными для национальной экономики или же существует возможность их экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Особую гордость вызывает громаднейший резервуар пресной воды — озеро Байкал.

Обширные территории Восточного макрорегиона являются районами с суровыми природными условиями и относятся к зоне Крайнего Севера.

В целом можно сказать, что восточная часть страны сосредотачивает значительные ресурсы угля, газа, нефти, железной руды, медной руды, благородных и редких металлов. На Востоке концентрируется более 3/4 гидроэнергетических и водных ресурсов страны, уникальны запасы спелой древесины. Моря Тихого океана — один из крупнейших районов мира по биоресурсам.

Население. По сравнению с другими территориями России Восточный макрорегион имеет небольшое население. Если в Европейской части страны плотность населения достигает 27 чел/км2, то в Азиатской в 10 раз меньше (2,5 чел/км2). Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской железной дороги. Здесь в отдельных районах плотность повышается иногда в десятки раз по сравнению со средней.

Выборочный характер освоения, сложные условия для ведения сельского хозяйства предопределили преобладание городского населения. В целом в макрорегионе доля горожан составляет 73 %. В отдельных субъектах федерации она достигает 85-90% (Кемеровская обл., Ханты-Мансийский АО, Магаданская обл., Сахалинская обл.). В настоящее время здесь расположено 230 городов и 579 поселков городского типа. Крупнейшими городами макрорегиона являются «миллионеры» — Новосибирск (третий по численности в стране) и Омск (седьмой по численности).

Промышленность. В специализации Восточной экономической зоны выделяются отрасли сырьевой составляющей: топливная промышленность (газ, нефть, уголь, уран), черная металлургия (Западная Сибирь), цветная металлургия (Восточная Сибирь и Дальний Восток), лесной комплекс (Восточная Сибирь и Дальний Восток), рыбная промышленность (Дальний Восток). Восточная Сибирь — крупнейший район по электроэнергетике. Во многих субъектах федерации представлены химическая промышленность и машиностроение, ориентированные, как правило, на местные потребности.

Сельское хозяйство сконцентрировано на юге территории и имеет в основном потребительское направление, за исключением зернового хозяйства в Западной Сибири, тонкорунного овцеводства в Восточной Сибири, выращивания сои и риса на Дальнем Востоке. Для коренных народов Севера особую роль играет оленеводство, как традиционная отрасль хозяйствования.

Транспорт. Восточный макрорегион слабо обеспечен транспортом. Определяющими являются на юге железнодорожный и автомобильный транспорт, на севере — речной и морской. Возможна в зимнее время транспортировка грузов автопоездами. Именно на Востоке нашей страны осуществляется новое дорожное строительство. Сооружается автомагистраль Москва-Владивосток (Читинская и Амурская области), строятся субмеридиональные железные дороги на север Западной Сибири и в Якутию.

Важнейшее значение для развития связей с восточными соседями и создания коридора Восток-Запад имеют дальневосточные порты.

Возможность развития территории связывается с крупными научными центрами Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток).

 
Печать шпаргалки

 

 



Hosted by uCoz

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru