|
Высшая нервная деятельность. |
|
|
В основе учения о высшей нервной деятельности лежат идеи
о рефлекторных механизмах психических процессов, которые впервые сформулировал
И.М. Сеченов. |
И.П. Павлов экспериментально подтвердил эти идеи и создал
новый раздел в науке - физиологию высшей нервной деятельности. Высшая нервная
деятельность обеспечивает индивидуальное поведенческое приспособление человека
к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды, носит рефлекторный
характер, осуществляется с помощью условных и безусловных рефлексов. |
Безусловные рефлексы постоянно возникают при действии соответствующих
раздражителей на определенные рецеп-торные поля. Они являются врожденными,
наследственными, видовыми, всегда возникают при определенных условиях и
сохраняются в течение всей жизни организма. К ним относятся ориентировочный,
оборонительный и др. рефлексы. Инстинкт - цепь последовательно осуществляемых
рефлекторных актов. |
Условные рефлексы позволяют приспособиться к еще не наступившему
событию. Для их образования необходимы следующие условия: неоднократное
совпадение во времени действия двух раздражителей — безразличного сигнального,
или условного (свет, звук и др.), и безусловного, т. е. вызывающего безусловный
рефлекс (наличие потребности в пище, воде, безопасности и т.д.). Условный
раздражитель должен несколько предшествовать безусловному раздражителю,
т. е. сигнализировать о нем. При образовании условного рефлекса возникает
временная связь между центрами анализатора условного раздражителя и центром
безусловного рефлекса. Условный рефлекс Павлов назвал временной связью,
потому что этот рефлекс появляется только в то время, пока действуют условия,
при которых он сформировался. Условные рефлексы являются основой навыков,
привычек, обучения, воспитания, развития речи и мышления у ребенка, трудовой,
общественной и творческой деятельности. |
Наряду с возбуждением в коре возникает и торможение, т.е.
задержка одних реакций для осуществления других. В процессе адаптации человека
и животных к внешней среде изменяется их поведение, следовательно, образуются
новые и затормаживаются прежние условные рефлексы. Благодаря внутреннему
торможению биологически нецелесообразных реакций организма, возможна выработка
новых условных рефлексов. |
У человека и у животных механизмы образования условных рефлексов
одинаковы. Однако человек резко отличается по своему поведению от животных
благодаря особым механизмам нервной деятельности, к которым относятся речь,
память, сознание, отвлеченное мышление. |
Речь |
Речь является средством общения, между людьми в процессе
труда, социальной, духовной, личной жизни: Возникновение и развитие речевой
деятельности, слова, языка привело к дальнейшему развитию высшей мереной
деятельности, к обогащению ее опытом предыдущих поколений. Специфической
особенностьюхлысшей нервной деятельностй:.чвловеюа!является наличие у него
двух систем сигнальных раздражителей: одна система раздражителей, как и
у животных, состоит из непосредственных воздействий факторов внешней и внутренней
среды организма. Другая состоит из слов, обозначающих воздействия этих факторов.
И.П. Павлов соответственно назвал их первой и второй сигнальными системами.
Слово стало для человека сигналом первичных, действующих через органы чувств
раздражителей — сигналом сигналов. В словах обобщаются конкретные для данного
предмета и общие свойства предметов; происходит отвлечение от конкретных
предметов и, следовательно, создаются возможности для отвлеченного абстрактного
мышления. Это значительно расширяет возможности приспособлениям окружающей
среде. |
Сон |
И.П. Павлов полагал, что сон - это торможение основных отделов
коры - больших полушарий, благодаря которому происходит восстановление работоспособности
нейронов. Исследования последних лет показали, что сон - это не только отдых
мозга, но и активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания
полученной в период бодрствования информации. |
Ритм сна и бодрствования связан со сменой дня и ночи. Он
является таким же естественным состоянием человека, как периодически наступающий
голод, жажда и другие потребности. Невозможно выспаться впрок, так же как
невозможна напиться и наесться на длительное время. |
Сон дает наиболее полный отдых центральной нервной системе.
Грудные дети спят 20-22 ч, школьники - 9-11 ч, взрослые люди - 7-8 ч. При
недосылании человек теряет работоспособность. Сон состоит из 4-5 циклов,
сменяющих друг друга, фазы медленного сна и фазы быстрого сна. |
|
|
|