Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви» задумывались Чеховым как части одного большого цикла, который,
к сожалению, так и не был закончен. На принадлежность их к одной серии
указывает общность идеи, мыслей и даже главных героев. Как и многие другие
свои произведения, эти рассказы Чехов посвятил обличению мещанского духа,
обывательщины, узости человеческой души. Чехов ни под каким видом не принимает
позиций своих героев, наоборот, в их образах он аккумулирует все то, что
ему особенно ненавистно в людях: боязнь жизни, рабское повиновение всем
нормам и законам, растительное существование, на которое люди не только
сознательно идут, но и о котором мечтают...
Самый известный рассказ этого цикла — «Человек в футляре».
Главный герой здесь — учитель греческого языка Беликов. Чехов даже не
называет своего героя по имени и уж тем более по отчеству, но вся его
подноготная, все его жизненные принципы становятся понятны из описания
внешности: «Всегда, даже в очень хорошую погоду выходил в галошах и с
зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле,
и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить
карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было
в чехле... Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда
садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».
Но у Беликова не только «футлярная» внешность, у него
«футлярная» душа. Сам не зная зачем, он стремится формализовать все вокруг,
хочет регламентировать и цензурировать всю окружающую жизнь. «Для него
были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь...
В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный,
что-то недосказанное и смутное». На мой взгляд, Беликов у Чехова — это
живое олицетворение догмы, цензуры, законов, в общем, любых ограничений,
которые накладываются на человека даже не столько обществом, сколько самим
человеком. Чехов протестует против этого и свой протест продолжает в рассказе
«Крыжовник».
В нем Чехов рассказывает о человеке, который всю жизнь
не думал ни о чем другом, кроме усадьбы, где бы обязательно рос крыжовник.
Когда его мечта реализовалась, он стал абсолютно счастлив, и его жизнь
остановилась на этом моменте. Фактически этот человек стал жить растительной
жизнью, ничего больше не желая, ни к чему не стремясь. Чехов протестует
против такого отношения к жизни, ведь человек, замыкаясь в своем мире,
перестает замечать несчастья и зло, окружающие его. Он уже не способен
на сострадание и помощь ближнему. Чехов отрицает такое счастье. Устами
одного из своих героев он говорит, что счастья нет, а если в жизни есть
смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы делать добро.
В рассказе «О любви» Чехов продолжает тематику предыдущих
двух рассказов, но на этот раз он ведет речь о любви и о том, что нет
ничего в мире важнее этого чувства. Мне кажется, Чехов хочет показать,
как люди зачастую идут на поводу у своих привычек, общественной морали,
законов и отказываются от самого чистого и светлого, что только было у
них в жизни, — от любви. Об этом писатель говорит устами помещика Алехина:
«...только в это мгновение он понял, как мелко было то, что мешало им
любить и быть вместе, он осознал, что когда любишь, то в своих рассуждениях
об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье
или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно
рассуждать вовсе».
|