Роман Толстого «Война и мир» познакомил нас со многими
героями, обладающими лучшими человеческими качествами, благородными, целеустремленными,
добросердечными ревнивцами высоких нравственных идеалов. И прежде всего
к ним относятся Пьер Безухое и Андрей Болконский. Каждый из них представляет
собой яркую личность, обладает привлекательными индивидуальными чертами
характера. Но вместе с тем в них много общего и оба они являются воплощением
одного авторского идеала — человека, способного глубоко мыслить и в результате
этого нравственно развиваться и духовно совершенствоваться, совершать
поистине героические поступки.
Изображая своих героев, автор вовсе не приукрашивал
и не идеализировал их: он наделил Пьера и Андрея противоречивыми чертами,
достоинствами и недостатками. В их образе он представил обычных людей,
способных быть и сильными, и слабыми в отдельные моменты своей жизни,
но умеющих преодолеть внутреннюю борьбу и самостоятельно возвыситься над
ложью и обыденностью, духовно возродиться и найти свое призвание в жизни.
Их пути — разные, но вместе с тем в них много общего. И, в частности,
сходство заключается в их душевных мытарствах, в борьбе. У Пьера — с собственной
слабостью характера, трусостью, излишней доверчивостью и идейным бездорожьем.
У Андрея Болконского—с гордостью, надменностью, честолюбием и призрачными
устремлениями к славе.
Пьер Безухов — один из центральных, наиболее привлекательных
героев романа. Его образ, как и образ Андрея Болконского, изображен в
постоянной динамике. Писатель делает акцент на почти детской доверчивости,
доброте и искренности помыслов своего героя, и поначалу Пьер представлен
растерянным, пассивным, абсолютно бездеятельным молодым человеком. Пьер
очевидно не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, присутствующих
в салоне Шерер. Кроме того, Безухое равнодушен к деньгам и роскоши, он
бескорыстен и, несмотря ни на что, остро чувствует границу между невинными
шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь.
В переломные минуты жизни проявляются сильная воля
и самые лучшие стороны характера Пьера, и тогда он
способен на многое. Кто бы мог подумать, что Пьер Безухов, этот мягкий
и безвольный человек, впоследствии должен предстать организатором тайного
общества «независимых и свободных людей» и в дальнейшем будет обвинять
царя в бездействии, резко критиковать общественный строй, реакцию и аракчеевщину
и вести за собой огромные массы людей?
Как и Пьер, Андрей Болконский с первых строк выделяется
из общей толпы действующих лиц романа тем, что он неуютно чувствует себя
в светской среде. Он ощущает собственное важное предназначение. Он предстает
как культурный, образованный, цельный человек — один из лучших представителей
дворянского общества той эпохи. Особенно поражает его любовь к труду,
стремление к полезной, активной деятельности. Андрея тяготит спокойная
семейная жизнь и занятия пустыми общественными делами, его душа рвется
к чему-то значительному, он мечтает о великих подвигах, «о своем Тулоне»,
о славе. Именно с этой целью Болконский решает идти на войну с Наполеоном
и объясняет Пьеру причину своего решения такими словами: «Жизнь, которую
я веду здесь, — не по мне».
Но ему суждено разочароваться в своем кумире Наполеоне,
пережить смерть жены и чудом самому остаться в живых после битвы, а кроме
того, пережить настоящую любовь к Наташе и смириться с ее потерей. После
всего этого Андрей теряет веру в себя, чтобы потом снова обрести смысл
в жизни и воспрять духом. Оказавшись снова в центре военных событий, но
уже не в поисках славы и подвига, Андрей меняется внешне и внутренне.
Защищая семью, Болконский желает уничтожить врага всего русского народа
и ощущает свою пользу и нужность.
Так, освободившись от уплетающей лжи светского общества
и попав в сложные военные условия, оказавшись в среде простых русских
солдат, Пьер и Андрей начинают чувствовать вкус жизни, обретают душевное
спокойствие. Пройдя тяжелый путь ошибок и собственных заблуждений, эти
два героя находят самих себя, сохраняя при этом свою природную сущность
и не поддаваясь влиянию общества.
|