Критики называли Салтыкова-Щедрина «великим мастером
смеха», но, читая его роман-хронику «Господа Головлевы», мы не смеемся,
потому что тяжелое, гнетущее чувство пронизывает это произведение от начала
и до конца. Чем-то зловещим, недобрым веет даже от картин весеннего возрождения.
В романе нет ни одного намека на поэзию дворянского гнезда, старинных
липовых аллей, благоухающего сада, какую мы встречаем в произведениях
Тургенева, Гончарова, Некрасова и других русских классиков, делавших попытки
создать семейные романы. У Салтыкова-Щедрина представлены картины безжалостной
и суровой природы, увядающего дворянского быта, и все говорит о безысходности
и вымирании.
Свой роман «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин озаглавил:
«Эпизоды из жизни одной семьи». Действительно, каждая глава представляет
собой законченный рассказ, но в целом роман являет собой единое художественное
произведение о трагической судьбе «выморочного семейства», о деградации
и гибели отдельных его членов. В каждой главе («Семейный суд», «По-родственному»,
«Выморочный», «Расчет» и других) рассказывается о смерти, точнее об умерщвлении
кого-то из представителей головлевского рода.
Семейство Головлевых обречено на гибель: здесь все
ненавидят друг друга и каждый жаждет смерти ближнего, чтобы поскорее стать
наследником, и потому весь род Головлевых — «выморочный». Глава «семейства»
— человек легкомысленный, вечно пьяный, ведущий самый низкий образ жизни.
Владимир Михайлович Головлев 40 лет ненавидит жену, Арину Петровну, да
и сама она «преисполнена презрительной ненавистью к мужу-шуту». И, видимо,
ненависть эта передавалась по наследству всем близким родственникам Головлевым,
несмотря на то что здесь говорили друг другу «тетенька» и «дяденька»,
«сестрица» и «братец». В действительности же «дяденька» ел из одной миски
с псом Трезоркой, а «тетенька» и вовсе умерла от «умеренности» (то есть
от голода).
На протяжении всего романа перед читателями предстает
галерея умирающих родственников: умирает «Степка-балбес»; кончает жизнь
самоубийством Любинька; о смерти Анниньки мы узнаем
в конце; схоронена Арина Петровна, «желающая всем добра»; найден закоченевший
труп Головлева-барина (Иудушки-Порфирия), закончившего свою жизнь в грязи
у дороги не лучше бездомной собаки.
Само поместье Головлевых — своего рода государство,
т. е. крепостническая Россия в миниатюре. Родственные и деловые отношения
в семье — это общественные отношения. Главный стимул семейства Головлевых
— это накопительство и стяжательство, и именно из-за этого здесь разыгрывается
трагедия: родственники, поправшие нравственные и семейные устои, гибнут
один за другим. Умирают все по-разному, но почти у всех смерть постыдная
и мучительная. «Головлевы — это сама смерть, вечно подстерегающая новую
жертву», — пишет сатирик.
Над семьей Головлевых словно висит злополучный «дамоклов
меч». На глазах у кровожадного Иудушки умирают все, и причины этого во
многом кроются в прошлом семьи, деды и прадеды которой были «озорлиаые,
пустомысленные и никуда не годные пьянчуги». Беспомощность, лень и непригодность
делу воспитывались у всех представителей рода Головлевых изначально: они
презирали труд, считая его уделом «подлых людей» (т. е. простого народа).
Единственное, что умели делать Головлевы, — морально калечить и унижать
свою прислугу и близких. Так что постепенно все они гибнут, становясь
жертвами разврата и преступлений других, либо кончают жизнь самоубийством,
прожив жизнь впустую.
|