Шпаргалки (шпора) по Сочинениям.

Шпаргалки (шпора) по Сочинениям.

Печать шпаргалки
Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве»
 

   Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Фольклорные мотивы восходят к народной поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания и восприятия различных художественных образов и поэтических картин.
    Особенно близки к народным образы природы, а также те эпитеты и сравнения, которые употребляются для их описания. Природа выступает в качестве самостоятельно действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами природа не менее трагична:

    Ирана на другой день кровавые зори
    свет поведают:
    Черные тучи с моря идут,
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    И в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому!
    Идти дождю стрелами с Дону
    великого!

Животные также сочувствуют Игорю и его дружине, стараются предупредить их об опасности:

    Игорь ратных к Дону ведет!
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клекотом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты...

Фольклорные мотивы просматриваются и в сравнении битвы с пиром, с жатвой.
    Описание Всеволода буй-тура в разгар схватки восходит к былинным традициям, герой своим поведением напоминает читателю богатыря Илью Муромца:

    Ярый тур Всеволод!
    Стоишь на обороне,
    Прыщешь на ратных стрелами,
    Гремишь по шеломам мечом
    харалужным;
    Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом
    златым посвечивая,
    Там лежат нечестивые головы
    половецкие,
    Порубленные калеными саблями
    шлемы аварские От тебя, ярый тур Всеволод!

    Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач Ярославны близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение к силам природы — к ветру, к реке, к солнцу—характерны и аутентичны. Именно они и встречаются в плаче Ярославны.
    Сон Святослава полон народных поэтических символов и архетипов. Святославу снится, что одевали его «черным покровом на кровати тесовой», черпали ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «пустыми колчанами жемчуг великой в нечистых раковинах на лоно и меня нежили», кровля на тереме его «златоверхом» была без князя.
    Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой, спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.
    Упоминаются в «Слове» и языческие божества, которые были взяты автором из народных верований. Таковы образ «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога», «достояние Даждьбожа внука», «по нем кликнула Карна, и Желя».
    Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и образов. Народно-поэтические мотивы естественно и гармонично входят в композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.

 
Печать шпаргалки

 

 



Hosted by uCoz

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru