Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о
полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических
элемента: книжный и фольклорный. Фольклорные мотивы восходят к народной
поэзии, былинам, сказкам и преданиям, они особенно важны для понимания
и восприятия различных художественных образов и поэтических картин.
Особенно близки к народным образы природы, а также те эпитеты и сравнения,
которые употребляются для их описания. Природа выступает в качестве самостоятельно
действующего лица. Природа сочувствует и сопереживает героям, живо отзывается
на все происходящее. Перед трагической битвой князя Игоря с половцами
природа не менее трагична:
Ирана на другой день кровавые зори
свет поведают:
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
И в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Идти дождю стрелами с Дону
великого!
Животные также сочувствуют Игорю и его дружине, стараются предупредить
их об опасности:
Игорь ратных к Дону ведет!
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клекотом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты...
Фольклорные мотивы просматриваются и в сравнении битвы с пиром, с жатвой.
Описание Всеволода буй-тура в разгар схватки восходит к былинным традициям,
герой своим поведением напоминает читателю богатыря Илью Муромца:
Ярый тур Всеволод!
Стоишь на обороне,
Прыщешь на ратных стрелами,
Гремишь по шеломам мечом
харалужным;
Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом
златым посвечивая,
Там лежат нечестивые головы
половецкие,
Порубленные калеными саблями
шлемы аварские От тебя, ярый тур Всеволод!
Поэтический, нежный, трогательный и проникнутый трепетным лиризмом плач
Ярославны близок к традиционным народным плачам. В народных плачах обращение
к силам природы — к ветру, к реке, к солнцу—характерны и аутентичны. Именно
они и встречаются в плаче Ярославны.
Сон Святослава полон народных поэтических символов и архетипов. Святославу
снится, что одевали его «черным покровом на кровати тесовой», черпали
ему «синее вино, с горечью смешанное», сыпали ему «пустыми колчанами жемчуг
великой в нечистых раковинах на лоно и меня нежили», кровля на тереме
его «златоверхом» была без князя.
Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой,
спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, бьет к завтраку гусей
и лебедей, силы природы помогают ему, река Донец разговаривает с ним.
Упоминаются в «Слове» и языческие божества, которые были взяты автором
из народных верований. Таковы образ «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога»,
«достояние Даждьбожа внука», «по нем кликнула Карна, и Желя».
Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» очень сильны. Именно они
во многом определяют красоту и поэтичность созданных автором картин и
образов. Народно-поэтические мотивы естественно и гармонично входят в
композицию произведения, делая его уникальным и неповторимым.
|